Особенности детей от 0 до 17 лет, которых еще называют поколение Z (зумер или хоумлендер). Эти дети много слышат про безопасность, поэтому это для них важно. Такие дети говорят "забудьте про принцессу, я стану астрофизиком". У них очень популярна наука, роботы, биоинженерия и прочее, потому что здесь есть много аргументов, подтверждений и объяснений. Так что скоро нас ждут новые научные открытия на стыке разных наук. Детям сейчас особенно нравится, когда взрослые говорят с ними на языке аргументов, "по-взрослому". Они впитывают наши объяснений и копируют поведение. Вспомните популярные шоу "Лучше всех" или "Голос. Дети". Здесь можно встретить много рассудительных детей. Это создаёт почву для того, что с детьми можно и нужно договариваться. Вспомним известную в Санкт-Петербурге школу Димы Зицера "Апельсин", где дети сами создают правила школы с помощью Парламента, решения которого обязательны для всех. И хаоса не наступает. Следующая важная для них тема - это умеешь ли ты договариваться, убеждать и красиво презентовать. Именно поэтому они живо проявляют интерес ко всему, что связано с блогерством, сторителлингом и т.д. Эти дети испытывают дефицит общения. Особенно когда это общение интересно. При этом большой разницы между цифровым и личным общением они не делают. Для них очень важно иметь дом. Где безопасно. Где есть доступ в интернет, и там все гаджеты подключены и настроены. Все спокойно и комфортно. В связи с вышесказанным сильно выросла ценность дружбы и выполнения договоренностей. В дружбе есть многое, что современные дети ценят - безопасность, общение, проговаривание и презентация миру общих интересов. Для них есть проблема избыточного контроля со стороны родителей в возрасте 36-56 (поколение X). Эти родители ориентированы на профессионализм. И амбиции родителей делать только хорошо (научить читать в 5 лет, выбрать лучший сад и школу, получить высокий балл ЕГЭ и пр.) мешают детям ошибаться и учиться на своих ошибках. Самое лучшее для них - это ослабить хватку. Еще они жалуются, что, якобы, мы много "кричим". Но это лишь ощущение на другой уровень эмоциональности. А для них важнее объяснения и аргументы, чем эмоции. Эмоциональность воспринимается как повышенный "шум". Это действительно проверено на моих детях (3,6,9 лет). Можно эмоционально что-то говорить или спокойно сказать" меня это расстроило, я могу с тобой договориться, так больше не делать?". И второе работает гораздо лучше. Итак, выводы: 1. Договариваемся. 2. Говорим красиво и аргументировано. 3. Говорим спокойно, без лишних эмоций. 4. Позволяем им ошибаться. 5. Обеспечиваем дом - место где тебя поддержат и не подведут (запрос на дружбу).
Подготовлено по материалам книг Е. Шамис, Е. Никонова и своих наблюдений.