Добро пожаловать

Теория педагогики. Часть 2. В. Сухомлинский

Мой кумир среди грандов педагогики. Когда я не знаю как поступить, то представляю, как поступил бы Сухомлинский. И ещё ни разу не разочаровался в принятом решении.

Его основные идеи моими словами:

  • Школа и учит и воспитывает, в основном, через труд, чтение и красоту мира вокруг.
  • В школе должно быть много кружков и секций. Нужно создать атмосферу, ориентированную на Труд, Чтение и Красоту.
  • Семья оказывает огромное влияние на развитие и учёбу ребенка. Если семья не справляется, педагог не отмахивается, а включается. (Наиболее трудное для меня сейчас. Порой я вижу, как родители не справляются, ты включаешься, а тебе потом «не лезьте, Вас никто не просил»). Сухомлинский один из первых подметил(в 60-ые!) огромную роль отца в развитии и образовании ребёнка. «Не нотация, а поступки родителей - вот что важно».
  • Заменил двойки у себя в школе на «отсутствие положительной отметки». 3,4 или 5 можно получить «досдав» предмет или тему.
  • Свободная игра - очень необходима для развития ребёнка.
  • Чтение - это волшебная палочка Сухомлинского. Сам много читал и знал, в его школе дети много читали.

Биография Сухомлинского не вызывает сомнений в том, что он жил именно так как писал. В этом есть огромная цельность. Отслужил, был долгое время женат, двое детей, с которыми хорошие отношения.

Моё наблюдение. На заре своей жизни (51 год) человека «не унесло». Он всё также уважительно относился к учителям, детям, сам преподавал, мог заменить учителя на уроке, знал всех по именам и не «зазвездил», когда пришла слава и Герой Социалистического труда. Не спорил с системой, не лез в политику, религию, нумерологию и прочий "космос". Просто делал своё дело и получал энергию от любопытных детских глаз. Я тоже так хочу.