Программы начальной школы.
1. Программа Эльконина и Давыдова. На сегодняшний момент ей уже 50 лет, родилась она в Петербурге, а эксперимент получила в городе Москве. Программа отличается по своей структуре, там нет четкого деления на темы, нет однотипных заданий, нет алгоритмов. Предполагается, что обучение проходят эрудированные дети. Они как бы добывают знания самостоятельно. Особенность данной программы в том, что дети обучаются в парах и в группах, что не всегда удобно для школьников. Детей учат добывать самостоятельно знания из разных источников. Прежде всего, программа вызывает умение решать нестандартные задачи. Там нет однотипных задач, но небольшой минус - в старших классах нет продолжения данной программы. Она заканчивается в начальной школе. в Петербурге немногие школы на данный момент работают по программе Эльконина и Давыдова.
2. Школа России - самая распространенная программа, автор - Плешаков, он же автор учебника по окружающему миру. Этот уклон очень заметен. Задания даются по окружающему миру довольно сложные, без помощи родителей иногда их просто не выполнить. Требуется использовать дополнительные источники о жизни растений, животных и вообще всей природы. Особенность программы - она очень проста. Там очень четкие простые правила и жесткая алгоритмизация. Даётся четкое объяснение, как умножать и делить, складывать, как решать задачи. Дети привыкают решать все по чёткому алгоритму. Поэтому, когда ребёнок попадает в непростую ситуацию, более сложную; они теряются. Домашнее задание выполняется очень легко, и программа ориентирована на детей с разным уровнем подготовки. Она близка к классическому варианту. До выступления в первый класс дети могут не уметь читать и писать. Они всему научатся в школе. Если сравнить с программой инновационного компонента, то для примера в первом классе по программе школа России дети работают в пределах двадцати. В первом классе по программе 2100 дети работают в пределах сотни и решают уже алгебраические задания.
3. Программа перспектива. Инициатива была Людмилы Петерсон - это автор учебника по математике. У нас есть новый стандарт обучения и этот учебник был исключён из программы и заменен на учебник Дорофеева. Программа очень проста. В итоге у детей падает интерес к учебе. В третьем классе дети продолжают работать в пределах сотни. Поверхностное изложение материала. Нет преемственности в средней школе. Если после программы школа России дети свободно переходят в среднюю школу, то здесь требуются дополнительные знания. Приходится все время дополнять другими учебными пособиями. Этой программой легко овладевают дети, которые не готовы к школе. У которых нет первоначального умения читать, считать и развитие речи. Зато происходит мягкая адаптация к учебному процессу. Такую программу как правило выбирают школы начального обучения и наподобие школы «росток», когда дети страдают какими-нибудь хроническими заболеваниями. Задачи однотипные, ученики запоминают ход решения и применяют их. К сожалению, при усложнении ситуации дети тоже теряются. По программе перспектива и школа России дети не в состояния работать с олимпиадными заданиями. Потому, как правило, никогда не участвуют в них, либо не добиваются больших результатов.
4. Перспективная начальная школа (не путать с Перспективой). Это еще одна программа. Поначалу предполагалось, что по данной программе ученик будет активный участник учебного процесса, но, к сожалению, это свелось к тому, что дети выполняют очень много учебных проектов и без помощи родителей выполнить их не могут. Задания очень сложные, очень сложные конструкции, например общепринятые понятия и имя существительные, прилагательные, глаголы, предлоги заменяется какими-то сложными словосочетаниями. И наличие странных сказочных персонажей таких как, ашам ашим, асырк, тор, анишит. Дети должны будут прочитать их в обратную сторону и получить сказочных героев: Маша, Миша, рот, крыса, тишина и покой. Эти персонажи на протяжении четырех лет вводят детей от одного задания к другому. Если первоклассники на первых порах еще увлекается этими сказочными персонажами, которые ведут их руку от задачи к задаче, то более старшие дети устают. Учитель обязан работать по программе и все время вспоминать этих героев, которые предлагают эти задания. Дети устают и в конце концов это просто раздражает. Вот эта программа очень противоречива. Проанализировав учебники по литературе, я обратила внимание, что они насыщены произведениями современных авторов. Там нет произведения русских классиков или их очень мало. В частности, нет родных поэтов, такие как Тютчев, Фет, Никитин, Суриков и так далее. Задания написаны запутанным языком, и дети даже не могут в них разобраться.
5. Программа РИТМ. Это аббревиатура: Развитие, Индивидуальность, Творчество и Мышление. Эта программа очень близка к программе школа России и лозунг данной программы - каждый ребенок должен быть успешным. Плюс этой программы в том, что она включает в себя учебный комплекс по русскому языку профессора лингвиста Рамзаевой. Это очень хороший учебник, но поскольку очень мало классов работают по этой программе, больших отзывов от родителей и учителей просто не нашлось.
6. Программа гармония. Автор Истомина. Уже одно то, что она работала с программой развивающее обучение редакции Занкова, она с ним долго сотрудничала и защитила диссертацию, она в эту программу внесла развивающий компонент. Программа начала свою реализацию где-то в 2000 году и существовала ровно 21 год. В этом году данная программа в Петербурге уже не реализовывается. Те дети, которые занимались до настоящего момента по этой программе переходят на программу школа России. Очень много негативных отзывов об этой программе, но все зависит от учителя, который ее реализует. Особенности - нет готовых решений, добывай знания сам. Этот продукт включает в себя около 12 учебных пособий. Одно то, что их очень много уже затрудняет работу. Задания сложные в восприятии, акцент делается на произношении, на орфоэпию, а не на орфографию. Так детям говорится о том, чтобы они писали так, как они слышат. Как слышишь, так и пишешь. Нет преемственности в средней школе. Дети очень мало пишут, либо вставляют букву, либо слово. И поскольку хороших отзывов о программе не так уж и много, данная программа просуществовала в Петербурге только 21 год и исключена из перечня рекомендуемых.
7. Планета знаний. Это традиционная программа с инновационным компонентом. Все учебники электронные, носители этой программы связанны между собой. В основе этой программы двухуровневое обучение. Детям предлагаются задания по уровню: можешь решать серьезные задания - это первый уровень, это база. И второй уровень - это нестандартные решения. Неподготовленные дети с этой программой не справляются. Дети должны прийти и уже уметь читать и считать, анализировать материал. В системе этой программы нет отметок, собирается просто портфолио из достижений детей. Дети даже могут самостоятельно себя оценивать в пределах начальной школы, ставить себе такую отметку, которую считает нужным. Начальная школа 21 век, автор Виноградова. Родители называют эту программу - программа для вундеркиндов. Программа очень сложная и в первом классе уже вводятся проекты, которые без родителей не сделать. Домашнее задание по данной программе может выполняться около 3 часов. Приоритет логическим заданиям. Задания очень сложные и эту программу называют «мини-макс», то есть максимально информации, а ты возьми то, что тебе нужно. Преемственности данной программы в средней школе нет.
8. Программа 2100 - единственная программа, которая имеет продолжение в средней школе. Она носит традиционный характер с инновационным компонентом. Сложная программа, но предполагает мягкую адаптацию детей в школе. Большие домашние задания, хотя авторы программы рекомендуют дозированные задания и задания по желанию, которые легко выполняются детьми. Мало заданий на списывание - значит не формируется навык письма. Дети работают прямо в учебниках-тетрадях, заполняя все клеточки, которые даны для решения задач и примеров. Не получится использовать данный учебник и передать другим детям. Очень сложное задание по математике, много логических заданий и большое обилие ненужной информации. Дети, которые переходят в среднюю школу понимают, что с некоторой информацией они уже были знакомы в начальной школе. Эта программа предназначена для детей, которые могут работать в небольшом количестве в классе, примерно 10-12 человек. Учебники носят энциклопедический характер, выбирай то, что ты понимаешь.
Таким образом, наиболее часто в Петербурге используются программы 2100, школа России и для детей, которые не совсем готовы к школе и совсем умеют читать и писать, это Перспектива. На этом обзор программ завершается. Если у вас есть вопросы, вы можете обратиться в центр Беркаев Скул, мы на все вопросы ответим. Все программы имеет свою линейку учебников и свои учебные пособия. Они очень разнообразны. Представить вам видеозапись всех учебных пособий невозможно, но в интернете Вы найдёте описание каждого учебного пособия.
Удачного выбора программы!